Глоссарий школьной психологической службы
В глоссарии представлены расшифровки и определения ключевых феноменов и деятельностей педагога-психолога в образвании
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Агрессиядействие, направленное на нанесение физического или психического вреда, причинение страданий человеку или другим живым существам, ущерба или на уничтожение другого человека, группы людей, других живых существ, имущества. | |
Алгоритмсовокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи | |
Б |
---|
Буллингнамеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный | |
В |
---|
Воспитаниедеятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде | |
Г |
---|
Готовность к профессиональному самоопределениюупорядоченность структур самосознания, которая сопровождается настройкой на деятельность поиска, активной субъектной позицией, формированием образовательно-профессионального плана и постоянной направленностью сознания на его реализацию | |
Д |
---|
Деловая играметод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей | |
Дети группы рискадети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении | |
К |
---|
Кибербуллингвраждебное и умышленное поведение, связанное с межличностным насилием, повторяющимся с течением времени и реализуемым с использованием коммуникационных технологий (чат или обмен мгновенными сообщениями, веб-сайты, онлайн игры и т. д.), против сверстников, не способных себя в полной мере защитить | |
Компетенциясовокупность навыков, знаний и опыта, необходимых специалисту для эффективного выполнения поставленных задач | |
М |
---|
Медиацияформа урегулирования конфликта с помощью посредника (медиатора). Технология медиации действует на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения, равноправия сторон, нейтральности медиатора, прозрачности процедуры. Она находится на стыке психологии, юриспруденции и конфликтологии | |
Моделированиеметод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей | |
О |
---|
Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной средысистема мер, направленных на устранение факторовнегативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся,воспитанников, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуациюи выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого | |
Образованиеединый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов | |
Образовательная среда школысовокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом | |
П |
---|
Педагогическая поддержкатехнология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора с последующим самостоятельным, творческим решением своей проблемы | |
Профессиональная ориентацияпсихологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда | |
Профилактика агрессивного поведения в образовательной средекомплекс мер организационно-управленческого, педагогического, психологического, социального, медицинского и правового характера, направленных на предупреждение и преодоление проявлений агрессии участниками образовательного процесса в образовательной среде | |
Психологическая диагностикаопределение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей | |
Психологическая коррекциядеятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия | |
Психологическая профилактикадеятельность психолога, направленная на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и взрослых, на создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития | |
Психологическое консультированиеоказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) | |
Психологическое просвещениераздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания | |
Психотехнологиясовокупность методов и приемов прикладной психологии, направленная на решение определенной практической задачи. Психотехнологии в образовании представляют собой специальные виды деятельности, ориентированные на эффективное решение психологических проблем ребенка и/или подростка | |
С |
---|
Социально-психологическая экспертизаоценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | |
Социально-психологические услугисоциальные услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия | |
Социально-психологический мониторингспециально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных | |
Социально-психологическое проектированиеразработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия | |
Социальный экстремизмобщественное явление, посягающее на общественную справедливость и равноправие граждан, социальные устои, целью которого является пропаганда превосходства одного класса над другим и воплощение этих идей в действиях | |
Суицидальное поведениеактивность, обусловленная стремлением лишить себя жизни и служащая средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей | |
У |
---|
Универсальные учебные действия (УУД)умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта; обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик | |
Учебная активностькачественно-количественная мера включенности в процесс обучения, проявляющаяся, с одной стороны, в особенностях учебной мотивации (мера отношения к учебной деятельности), а с другой в особенностях осуществления и регуляции учебной деятельности | |
Э |
---|
Эмоционально-волевая саморегуляциясознательное регулирование человеком своего психического, эмоционального состояния, поведения и деятельности, а также умение преодолевать препятствия при совершении целенаправленных действий | |