Начиная с 2019 года Министерством образования и науки в Пермском крае создается трехуровневая модель оказания психологической помощи на территории региона и действует Концепция развития психологической службы Пермского края на период до 2025 года. Особую значимость приобретает научно-методическое сопровождение специалистов психолого-педагогических школьных служб, научный анализ и проектная работа, направленная на создание гибких моделей психологических служб, способных оперативно и эффективно модернизироваться, и решать наиболее актуальные задачи современности.
Учитывая региональную специфику (трехуровневая модель психологической помощи, научно-методические ресурсы региона, сложившийся опыт работы психологических центров) и скорость изменений и актуализацию проблем в психологическом благополучии субъекта образования предлагается Алгоритм моделирования деятельности школьной социально-психологической службы, который отличается:
- Наличием базовой и вариативной частью модели школьной психологической службы. Модель психологической службы может быть представлена как гибкий конструктор с инвариантной и вариантной частями.
- Основной механизм обогащения модели психологической службы – социально-психологическое проектирование, создание психотехнологий и их внедрение в деятельность образовательных учреждений. Психотехнологии - психологический продукт по объему меньше программ профилактики, но больше отдельных психологических тренингов.
Оглавление Информационного ресурса:
- Алгоритм моделирования школьной социально-психологической службы: презентационные материалы и методические рекомендации
- Деятельность по научно-методическому сопровождению пилотных площадок в 2021 году
- Деятельность по научно-методическому сопровождению пилотных и стажировочных площадок в 2022 году
- Результаты проектных семинаров для экспертов: логика семинаров, выводы по работе, экспертный глоссарий
- Результаты мониторингов профессиональных дефицитов и моделей психологических служб пилотных и стажировочных площадок
- Этика и концептуальные принципы деятельности специалиста социально-психологической службы
- Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности школьного психолога
- Базовая и вариативная части школьной психологической службы: инвариант, психотехнологии и механизмы внедрения
- Модель психологической службы школы "Мастерград"
- Модель психологической службы школы "Петролиум+"
- Модель психологической службы школы №47
- Полезные адреса, ссылки, материалы
Экспертный взгляд на моделирование и проектирование школьных психологических служб в Пермском крае
В рамках реализации проекта по созданию алгоритма моделирования деятельности школьных психологических служб Пермского края в период с ноября 2021 г. по июнь 2022 г. была проведена экспертная работа, направленная на анализ и оценку основных проблем деятельности служб психолого-социального сопровождения общего образования Пермского края, основных задач и направлений деятельности школьной службы психолого-социального сопровождения, возможных вариантов структуры службы психолого-социального сопровождения. В качестве экспертов были привлечены:
- представители Министерства образования и науки Пермского края и подведомственных организаций, курирующих вопросы организации деятельности психологических служб в сфере общего образования; ведущие преподаватели образовательных организаций высшего образования Пермского края и других регионов РФ; руководители и заместители руководителей школ города Перми и Пермского края; специалисты-практики, работающие в сфере общего образования (педагоги-психологи, социальные педагоги).
По результатам работы экспертов были обозначены основные направления работы социально-психологической службы, требования к ключевым компетенциям педагогов-психологов, основные запросы к школьной службе социально-психологического сопровождения со стороны всех участников образовательного процесса. В итоге были разработаны варианты создания и функционирования школьной службы социально-психологического сопровождения (исходя из основных направлений ее деятельности и имеющихся ресурсов), что позволило вплотную подойти к созданию алгоритма моделирования деятельности школьной социально-психологической службы.
Аналитика профессиональных дефицитов школьных психологических служб в Пермском крае
В данном блоке представлены результаты различных психологических мониторингов специалистов социально-психологических служб 2021-2022 годов на предмет наличия профессиональных дефицитов в знаниях и умениях по ключевым видам деятельности, временных затрат на те или иные виды деятельности, работу с различными категориями (обучающийся, родитель, педагог, администрация), дефицитов информационного и методического оснащения психологической службы.
Этика и принципы специалиста школьной психологической службы
Одна из ведущих миссий психолога состоит в том, что он выступает в качестве адвоката человеческой души, а в образовании он, в первую очередь, – защитник личностных прав ребенка. Выполнение этой миссии, соответственно, требует от психолога знания Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и основных постулатов международной Конвенции ООН о правах ребенка, что позволяет квалифицированно апеллировать к ним в ситуациях, связанных с ущемлением прав и личностного достоинства ребенка.
В качестве методологических оснований алгоритма определена совокупность социокультурно-гуманитарно-личностного, субъектного, рефлексивно-аксиологического, системно-деятельностного, возрастного и комплексного подходов и ряд отдельных принципов и теоретических положений, обусловливающих смысл и суть работы школьной психологической службы.
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога в общеобразовательной организации
Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация обеспечивает и регламентирует каждое направление деятельности педагога-психолога.
Пакет документации педагога-психолога включает в себя: 1. Нормативные правовые акты и нормативные документы; 2. Специальную документацию; 3. Организационно-методическую документацию; 4. Комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
Требования «Профессионального стандарта педагога-психолога» к знаниям психолога (из Приказа Министерства труда и соцзащиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н об утв. Профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)»)
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Трудовое законодательство РФ, законодательство РФ в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Базовая и вариативная части школьной психологической службы
Школьная социально-психологическая служба состоит из базовой части (неизменной, инвариантной) и вариативной части (гибкой, проектной).
Цифровой методический навигатор по ключевым направлениям психологической работы
В 2021 году для пилотных площадок проекта научно-методического сопровождения первого уровня трехуровневой модели психологической помощи в Пермском крае прошла серия проектных обучающих семинаров по научно-методическому сопровождению деятельности пилотных и стажировочных площадок по шести содержательным направлениям: Психологическое сопровождение профилактики агрессии, буллинга и аутоагрессии в образовательной среде; Психологическое сопровождение конфликтов и медиация в образовательном пространстве; Психологическое сопровождение деятельности по укреплению эмоционально-волевой сферы; Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень, адаптации на новом этапе обучения и поддержания учебной мотивации; Психологическое сопровождение развития личности и мышления обучающихся; Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся. Видеофайлы семинаров, лекции и тренингов являются компонентами цифрового методического навигатора по ключевым направлениям психологической работы. Для просмотра видеофайлов необходимо зарегистрироваться в системе дистанционного обучения ПГГПУ (fppkdo.ru/mod)