Глоссарий школьной психологической службы


В глоссарии представлены расшифровки и определения ключевых феноменов и деятельностей педагога-психолога в образвании

Browse the glossary using this index

Special | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | ALL

А

Агрессивное поведение как объект профилактики

форма отклоняющегося индивидуального или коллективного поведения, характеризующееся проявлением одного или нескольких видов агрессии — разрушительное, наступательное поведение, имеющее целью причинение морального или физического ущерба другим нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (человеку, другим живым существам, имуществу)


Агрессия

действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, причинение страданий человеку или другим живым существам, ущерба или на уничтожение другого человека, группы людей, других живых существ, имущества.


Алгоритм

совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи


Б

Буллинг

намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный


В

Воспитание

деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде


Г

Готовность к профессиональному самоопределению

упорядоченность структур самосознания, которая сопровождается настройкой на деятельность поиска, активной субъектной позицией, формированием образовательно-профессионального плана и постоянной направленностью сознания на его реализацию


Д

Деловая игра

метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей


Дети группы риска

дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении


К

Кибербуллинг

враждебное и умышленное поведение, связанное с межличностным насилием, повторяющимся с течением времени и реализуемым с использованием коммуникационных технологий (чат или обмен мгновенными сообщениями, веб-сайты, онлайн игры и т. д.), против сверстников, не способных себя в полной мере защитить


Компетенция

совокупность навыков, знаний и опыта, необходимых специалисту для эффективного выполнения поставленных задач


М

Медиация

форма урегулирования конфликта с помощью посредника (медиатора). Технология медиации действует на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения, равноправия сторон, нейтральности медиатора, прозрачности процедуры. Она находится на стыке психологии, юриспруденции и конфликтологии


Моделирование

метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей


О

Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды

система мер, направленных на устранение факторовнегативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся,воспитанников, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуациюи выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого


Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов


Образовательная среда школы

совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом


П

Педагогическая поддержка

технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора с последующим самостоятельным, творческим решением своей проблемы


Профессиональная ориентация

психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда


Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде

комплекс мер организационно-управленческого, педагогического, психологического, социального, медицинского и правового характера, направленных на предупреждение и преодоление проявлений агрессии участниками образовательного процесса в образовательной среде


Психологическая диагностика

определение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей


Психологическая коррекция

деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия


Психологическая профилактика

деятельность психолога, направленная на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и взрослых, на создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития


Психологическое консультирование

оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей)


Психологическое просвещение

раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания


Психотехнология

совокупность методов и приемов прикладной психологии, направленная на решение определенной практической задачи. Психотехнологии в образовании представляют собой специальные виды деятельности, ориентированные на эффективное решение психологических проблем ребенка и/или подростка


С

Социально-психологическая экспертиза

оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся


Социально-психологические услуги

социальные услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия


Социально-психологический мониторинг

специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных


Социально-психологическое проектирование

разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия


Социальный экстремизм

общественное явление, посягающее на общественную справедливость и равноправие граждан, социальные устои, целью которого является пропаганда превосходства одного класса над другим и воплощение этих идей в действиях


Суицидальное поведение

активность, обусловленная стремлением лишить себя жизни и служащая средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей


У

Универсальные учебные действия (УУД)

умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта; обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик


Учебная активность

качественно-количественная мера включенности в процесс обучения, проявляющаяся, с одной стороны, в особенностях учебной мотивации (мера отношения к учебной деятельности), а с другой в особенностях осуществления и регуляции учебной деятельности


Э

Эмоционально-волевая саморегуляция

сознательное регулирование человеком своего психического, эмоционального состояния, поведения и деятельности, а также умение преодолевать препятствия при совершении целенаправленных действий